Главная Музеи К 70-летию музея В. П. Чкалова

К 70-летию музея В. П. Чкалова

Печать


В.П. ЧкаловВалерий Павлович Чкалов – личность легендарная. Истинный самородок. Был одарён талантом летать, как говорится, “от Бога” Высочайший мастер лётного искусства периода винтовой авиации. Наша гордость и гордость страны. Создатель многих фигур высшего пилотажа. И не случайно лучшие асы страны периода ВОВ – дважды Герои и трижды Герои Советского союза – А. Покрышкин и И.Кожедуб, сами высочайшие мастера лётного дела и воздушного боя, с благодарностью вспоминали В.П.Чкалова.

 


В 70-летие мемориального музея В.П.Чкалова нельзя не вспомнить первых его работников, зачинателей, руководителей и создателей этого музея, пропагандистов нашего великого земляка В.П.Чкалова – Евгения Михайловича Боева и Надежду Степановну Лимову. Они отдали лучшие годы жизни, свою силу и энергию, воспитали преемников. Я рад написать о них. 
Мне везло на хороших людей. И я благодарен судьбе, что она свела меня с ними и приобщила к работе в музее. Благодаря им я тоже вложил в музей частичку своего труда, умения и способности.

Дом-музей Валерия Павловича ЧкаловаПосле гибели 15 декабря 1938 года В.П.Чкалова при испытании нового истребителя, в целях увековечивания его памяти было издано Постановление ВЦИК СССР в нескольких пунктах. В их числе было решение о создании в доме, где он родился и вырос, мемориального музея В.П.Чкалова, а также о постройке районного Дома Культуры его имени и об установке бюста В.П.Чкалова на его родине.
В районе долго подбирали работников для мемориального музея, и сделанный выбор был удачным. Директором был назначен Евгений Михайлович Боев. Он учился с Валерием Павловичем в одной школе, был только годом моложе, жил на одной улице, знал его прекрасно. Будучи директором, написал очень хорошие очерки о детских годах Валерия Павловича.
Кстати, ровесником и одноклассником Боева был Александр Михайлович Каманин – первый Народный художник России в Нижегородской области. Они часто встречались и всю свою жизнь дружили.
Евгения Михайловича Боева в посёлке знали все жители. Он был лучшим лектором по международному положению, активным исполнителем различных ролей в драмкружке посёлка, преподавал на рабфаке завода Ульянова-Ленина и был, пожалуй, одним из самых интеллигентных и образованных людей посёлка. Хранителем музейных фондов и экскурсоводом стала Надежда Степановна Лимова. В посёлке эту небольшого роста изящную женщину знали как хорошую учительницу русского языка средней школы. 
Музей получил сотрудников красивых, зрелых, приятных в общении людей с высшим образованием. А работка им досталась новая, сложная, интересная и  “с нуля”.
К созданию музея и его развёртыванию был подключён Горьковский Краеведческий музей с опытными сотрудниками. Конечно, была привлечена к созданию музея Ольга Эразмовна – жена В.П.Чкалова, сёстры и брат Валерия Павловича, а также Наталья Георгиевна (неродная мать Чкалова). Ольга Эразмовна отдала в музей много личных вещей и документов Валерия Павловича: костюмы, лётную форму, военный костюм, костюм, в котором он был в своём последнем полёте, шинель комбрига (это с 1939 года – генеральская шинель). Кстати, звёзды Героя – золотые медали- были утверждены тоже с 1939 года. Золотую звезду Героя передали дочери – Валерии Валерьевне. Сейчас звезда находится в Московском музее Героев Советского Союза.
Музей получил обстановку московского рабочего кабинета В.П.Чкалова – письменный стол с принадлежностями, диван и кожаные кресла, огромный архив газетной и журнальной прессы – советской и зарубежной. Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков предоставили бортовые журналы перелётов, и карты. Голые стены после реставрации дома начали оживать.
Боев и Лимова находились на работе, не считаясь со временем – сколько потребует то или иное дело. Работали с большой отдачей, с упоением новым делом, можно сказать, с одержимостью. Евгений Михайлович Боев был ещё и большим умельцем. У отчима он прекрасно научился столярному ремеслу и был мастером-краснодеревщиком. Имел отличный набор инструментов, по вечерам и в выходные дни он собственноручно изготовил витрины к костюмам Чкалова, посуде и личным вещам. Все застеклённые витрины в музее дело его рук. Сам стелил, крыл лаком. Большую часть рам к портретам Чкалова, фотографиям, большинство планшетов с текстами изготовлены его руками с любовью и тщанием.
Первый ангар для самолётов для личной машины В.П.Чкалова и для аварийного снаряжения самолёта АНТ-25 Евгений Михайлович построил по своему проекту. Это было хлопотно: надо было вести прорабскую работу, в частности, «доставать» и привозить материалы: лес, кирпич, кровлю.
В качестве директора музея Е.М.Боев в дни войны осенью 1941 года привёз в музей самый значительный исторический экспонат – самолёт АНТ_25. Фактически спас его.
В год открытия мемориального музея Чкалова в 1940 году самолёт АНТ-25 был на выставке в Париже. Это был особенно известный советский экспонат наряду со знаменитой скульптурой Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”. Эти экспонаты уже вызывали всеобщее восхищение на предыдущей международной выставке в США - после посадки в Ванкувере самолёт остал-ся в Нью Йорке.
В Европе шла война. Выставка в Париже закрылась, а экспонаты окружными путями возвращались на Родину. 22 июня гитлеровские войска напали на СССР. К осени создалась угрожающая обстановка под Москвой. Начались налёты на столицу. Возвратившиеся из Парижа плат-формы с экспонатами стояли на железнодорожных путях Москвы. Скульптуру забрали на ВДНХ (тогда ВСХВ), а самолёт на 2-х платформах стоял в ожидании. Музей авиации СССР тогда разме-щался в Москве, площадей для самолёта (размах крыльев 37 м ) не хватало, так что взять самолёт музей не мог. Тем временем краснокрылый АНТ-25 мог попасть под бомбы.
Узнав от Е.М. Боева о создавшемся критическом положении, к делу энергично подключились Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков (ведь это был их родной самолёт!), а так же Ольга Эразмовна Чкалова –в то время депутат Моссовета. В результате было решено отдать АНТ-25 музею В.П.Чкалова.
Евгений Михайлович Боев не медля отправился в Москву, отыскал на путях платформы с бесценным грузом, оформил документы, умолил железнодорожников как можно быстрее перегнать платформы в г. Горький, что было сделано. Теперь все заботы об АНТ-25 легли на плечи Евгения Михайловича.. 
Шла война, столица была под угрозой и всем было не до платформ и не до самолёта. – “всё для фронта”. Е.М Боев не сдавался, настойчиво обращался в Горьковский обком, облисполком, в управление железных дорог, в управление Верхнее - Волжского пароходства. Добился перегона платформ к Волге. Для погрузки самолёта обратился в военное училище и буквально на плечах курсантов училища самолёт погрузили на баржу. По прибытию в Чкаловск баржу разгрузили усилиями жителей посёлка, в основном комсомольцев. Наконец-то самолёт оказался возле музея В.П Чкалова, ещё живы участники и свидетели этого события.
Самолёт АНТ-25 главный экспонат музея В.П. ЧкаловаТеперь в музее АНТ-25 – главнейший экспонат. Нельзя не сказать как он он тогда выглядел. Его красная перкалевая обшивка была вдрызг исписана автографами, вдоль и поперёк и во многих местах порвана. Усилиями Горьковского авиазавода самолёт принял свой первоначальный вид.
Война продолжалась, и в 1944 году Е.М.Боев почти в 40 летнем возрасте был призван в ар-мию, служил на Прибалтийском фронте политруком полка самоходных артиллерийских установок После победы над Германией служил на Дальнем Востоке. Участвовал в операциях по разгрому Японии.
Осенью 1945 года он вернулся в родной дом и родной музей с двумя орденами Красной Звезды и медалями: “За взятие Кенигсберга”, “За победу над Германией”, “За Победу над Японией”. Пока он был на фронте, директором музея Чкалова руководила Надежда Степановна Лимова.

 

Самолёт ПО-2 подаренный Чкалову, экспонат музея В.П. Чкалова в городе ЧкаловскеЗимой 1944 года музей пополнился самолётом “У-2” (“ПО-2”). Его мастерски спланировал лётчик между музеем и Домом Культуры и подрулил прямо к ангару музея. 
Всю войну самолёт служил фронту и теперь, израсходовав ресурс, вернулся “домой”. Этот самолёт «ПО-2» был подарок Серго Ордженикидзе В.П. Чкалову от имени Наркомата и правительства.
На нём в праздники на поле ипподрома-аэродрома близ посёлка В.П. Чкалов поднимал в воздух свою матушку Наталью Георгиевну и многих земляков. На этом самолёте во время предвыборной компании 1937 года. Когда Чкалов стал кандидатом в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, на этом самолёте он облетел половину Горьковской области – встречался со своими избирателями.
Теперь это экспонат музея Чкалова. В музее есть фотография: у самолёта стоят лётчик, на нём прилетевший, Надежда Степановна Лимова, первый секретарь райкома партии Чкаловского района-Лазарь Иванович Попов, председатель исполкома – Сундуков Тимофей Фёдорович, и я, тогдашний сотрудник музея – Маркин Николай Александрович.
Начиная с лета 1945 года в музее было , пожалуй, рекордное число посетителей. По Волге чуть ли не ежедневно шли экскурсионные теплоходы – Москва-Астрахань, Москва-Ростов-Дон, Москва-Перьм непременно делая остановку Чкаловске. Толпы экскурсантов шли в музей, впуска-ли по 50 человек. Было тесно, и мы с ног сбивались, их обслуживая. А были дни, когда теплоходы шли один за другим. Тогда вызывали дополнительного экскурсовода.
Между тем область и район начали работы по перенесению зданий и учреждений из зоны затопления будущего водохранилища Горьковской ГЭС. Е.М.Боев был озабочен тем, чтобы осталось как можно больше фотографий и рисунков старого Чкаловска – посёлка Василёво, его улочек, зданий, цехов завода – затона Ульянова-Ленина, мест так или иначе связанных с именем Чкалова. В этот период я выполнил необходимые рисунки – память о старом Чкаловске, вошедшие в экспозицию музея. 
А на плечи директора музея снова легла сложнейшая задача: в целях сохранности дом-музей решено передвинуть от обрыва Волги на 40 метров. Ни одна из организаций не бралась выполнить эту работу. Е.М.Боев нашёл выход из положения. Бригада надёжных людей под его наблюдением выкопала под домом траншеи и положила в них рельсы. Укрепила нижние венцы брёвен, укрепила полы и балки. Поперёк рельсов положили круглые брёвна. На них опустили дом и потихоньку его покатили. В несколько приёмов дом-музей переехал на нужное расстояние, благо усадьба это позволяла. Дом остался на диво целёхонек, ни единой трещины на оштукатуренных стенах, даже печи не пострадали. 
Е.М.Боев был инициатором выставок художников в Доме Культуры. Выставлялись многие местные художники, в том числе А.М.Каманин и автор этой заметки. Мы мечтали создать в Чкаловске картинную галерею. После многочисленных ходатайств по инстанциям галерею удалось открыть только в 1979 году моей персональной выставкой. Экспонаты представляли, в основном, виды Чкаловска и самого В.П.Чкалова. Выставка удалась, почти все картины и рисунки стали собственностью галереи. Это был мой дар городу. 
Главная заслуга в организации галереи принадлежит А.М.Каманину. Не случайно она была позже названа его именем. Е.М.Боева не стало задолго до открытия галереи летом 1965 года. К сожалению, в Чкаловске нет даже мемориальной доски на доме, где он жил, не говоря уж о присвоении его фамилии новой улице или переулку.

 

Николай Маркин.

Родился в 1921 году. Штатный сотрудник музея в 1943-48 г.г., Инвалид ВОВ. Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии, художник-постановщик кинообъединения “Мосфильм”. Пенсионер, живёт в Москве.

Материал предоставлен редакцией районной общественно-политической газеты "Знамя" e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .



Обновлено ( 21.09.2010 06:30 )  

Качественный ремонт …

Фотообозрение

Старый Чкаловск
Image Detail
Анти-Бан Яндекса для сайта firma-chkalovsk.ru ТИЦ и PR сайта firma-chkalovsk.ru Яндекс.Метрика